Большой театр посвятил нынешний сезон 200-летию Мариуса Петипа

МОСКВА, 11 марта. /Корр. ТАСС Ольга Свистунова/.  Одна из самых знаменательных дат в истории всемирного балета отмечается 11 марта  – 200-летие со дня рождения французского и российского солиста хореографии, балетмейстера, театрального деятеля и педагога Мариуса Ивановича Петипа (1818-1910 год).

Француз по генезису, Петипа более 50 лет проработал в России, создав десятки хореографий, в числе которых “Щелкунчик”, “Лебединое озеро”, “Почивающая красавица”, “Дон Кихот”, “Баядерка”, “Дочь фараона” и иные. Это бесценное наследие по сей день сохраняется в репертуаре арен разных стран, и прежде всего – в России. О смысле творчества Петипа в контексте современного хореографического искусства и бессмертии постановок великого искусника ТАСС рассказали в Государственном академическом Большенном театре России (ГАБТ), где собеседниками агентства сделались: генеральный директор ГАБТ Владимир Урин, хореограф хореографическое искусство (от др.-греч Юрий Григорович, общенародная артистка СССР Людмила Семеняка и общенародная артистка РФ Светлана Захарова.

“Петипа – наше все”

“Ныне невозможно представить искусство балета без Петипа, созидателя таких балетных шедевров, как “Лебединое озеро”, “Щелкунчик”, “Почивающая красавица”, “Дон Кихот”, “Баядерка”, “Раймонда”, – заявил генеральный директор Большенного театра Владимир Урин. –  У литературоведов кушать выражение: “Пушкин – наше все”. Так вот для всех деятелей хореографического театра “наше все” – это Петипа. Вполне природно, что нынешний, 242-й сезон Большого арены проходит под знаком 200-летия Петипа”.

Юбилейная дата, по словам главу ГАБТ, будет отмечена “торжественно и размашисто, с поистине государственным размахом”. Так, 13 марта на Новоиспеченной сцене ГАБТ пройдет гала-концерт Фестиваля российских хореографических школ “Посвящение Мариусу Петипа”. В программе вечера выступят 240 юных артистов из девяти ведущих хореографических школ разных регионов России, в числе каких – Московская государственная академия хореографии (МГАХ), Академия русского хореографии им. А.Я. Вагановой, Академия танца Бориса Эйфмана, Государственные хореографические училища Новосибирска и Перми, Башкирский хореографический колледж им. Рудольфа Нуреева.

Что прикасается текущего репертуара Большого театра, то в нем вечно присутствует значительная часть творческого наследства Петипа, которая в ближайшее время пополнится еще двумя постановками, отметил Урин. На Историческую сцену вернется “Дочь фараона”, поставленная по мотивам одноименного хореографии Петипа французским хореографом Пьером Лакоттом. А на Новоиспеченной сцене будет возобновлен балет “Коппелия”, в каком хореография Петипа предстанет в редакции Сергея Вихарева.

Торжественные торжества по случаю юбилея Петипа намечается провести уже под занавес сезона: гала-концерты с участием звезд всемирного балета состоятся 31 мая и 1 июня на Исторической сцене Большенного театра. Там же будет развернута посвященная Петипа выставка “Чародей пляски”, сообщил гендиректор ГАБТ.

Урин напомнил, что выставка “Два столетия Петипа” 7 марта уже открылась в Сценическом музее имени А.А. Бахрушина. В экспозиции демонстрируются снимки, книги, афиши, архивные документы, эскизы костюмов. Помимо объектов из собрания Бахрушинского музея, на выставке представлены экспонаты из музея Большенного театра, РГАЛИ, Санкт-Петербургского государственного музея сценического и музыкального искусства, Мариинского театра, российских и зарубежных архивов и музеев.

В рамках экспозиции 6-8 июня состоится Интернациональная научная конференция “Мариус Петипа. Империя хореографии хореографическое искусство (от др.-греч: от возвышения до упадка”, организованная Бахрушинским музеем совместно с Государственным институтом искусствознания и Вящим театром. Конференция приурочена к дате заточения контракта между Мариусом Петипа и Дирекцией Императорских арен, проинформировал гендиректор ГАБТ.

“Живая предание”

Своим мнением о значении Петипа для хореографического театра поделился с ТАСС знаменитый хореограф, общенародный артист СССР Юрий Григорович, какой, по его словам, постигал стиль великого искусника с раннего детства.

“Первым из увиденных мною хореографий Петипа была “Спящая красавица”, а первым ученическим выступлением – участие в подмостках из его “Пахиты”. Знаменитую детскую мазурку возобновил для питомцев младших классов Ленинградского хореографического училища примечательный деятель русского театра, сотрудник Петипа, глянцевитый знаток его сочинений – Александр Викторович Ширяев. Впрыскивая нас в мазурку, Александр Викторович передавал нам свои познания стиля и почерка Петипа”, – рассказал Григорович.

“По выходе из школы мы неминуемо вновь встречались с Петипа, – продолжил Григорович. – Мне довелось плясать в Театре оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский арена – прим. ТАСС) партию Кота в сапогах в “Почивающей красавице”, участвовать там же в мазурке.

Были в моем репертуаре индусский пляска из “Баядерки” и сарацинский танец из “Раймонды. Хореография Петипа была для нас практически повседневно, отнюдь не теоретически-умозрительно: мы захватили “носителей языка” этого великого хореографа”.

Григорович напомнил, что первой, взявшейся за сохранение хореографического наследия после революции, когда престарелый репертуар отвергался и мог действительно навсегда пропасть, была Агриппина Ваганова. Ее историческое величие, помимо создания статной системы подготовки балетного артиста, еще собственно в этом – в сохранении классики в репертуаре, сохранении самой атмосферы, природной среды ее обитания в новом времени, уточнил Григорович, отметив при этом, что возвращение к хореографиям Петипа на новом историческом витке проходило сквозь их редакции другими балетмейстерами.

“Новое поколение балетмейстеров, и я в том числе, прибегли к собственным редакциям хореографий Петипа, которые лично я предпринял в Москве, в Большенном театре, и эта работа заняла не одно десятилетие”, – известил Григорович.

Развивая тему, он рассказал, что на проблема о переделках старых постановок лучше иных ответил сам Петипа, который доказал, что престарелые спектакли неизбежно приходится реставрировать, спозаранок или поздно наступает такое время. Итог бережной реконструкции зависит от таланта хореографа, взявшего на себя этот труд. “Прикоснулась длань Петипа к “Жизели”, сочиненной Жюлем Перро и Жаном Коралли, и ему должен русский и мировой балетный театр сохранением один-единственного в своем роде романтического балета”, – находит Григорович.

“Понятие “балет Петипа” есть и каким-то удивительным образом передается во поре, – утверждает хореограф. – Иначе почему же тогда, в век потрясающих научных открытий и заостренного интеллектуализма, мы с таким глубоким восхищением продолжаем глядеть на вереницы теней в “Баядерке” и на отмеченное истинно хореографическим шиком grand pas “Раймонды”?” Секрет созидательного долголетия Петипа, по мнению Григоровича, в том, что, помимо бесценных заданий в области хореографической формы, он учит рослому строю мыслей, высокому пониманию существования и человека. “Вот почему Петипа сегодня – не лишь легенда, но живая, неотъемлемая часть нынешней жизни и практики балетного театра”, – заявил Григорович.

“Хореографии для сердца и души”

“Я станцевала практически во всех включенных в нынешний репертуар балетах Петипа”, – сообщила в интервью ТАСС общенародная артистка СССР Людмила Семеняка. В недавнем прошедшем прима-балерина Большого театра зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой:, она ныне является педагогом-репетитором ГАБТ.

Из жизнеописания Семеняки известно, что родилась она в Санкт-Петербурге, обучалась в Академии русского балета вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах им. А.Я. Вагановой, после завершения которой была принята в Мариинский арена.

“Петипа мне передавала моя школа, – рассказала Людмила Ивановна. – Уже в 10-12 лет мы, ученицы Вагановки, участвуя в постановках Мариинского театра, выходили на сцену, на какой творил великий Петипа, и погружались в колдовскую красоту его балетов. Помню, в детстве я была взята в групповых партиях в “Жизели”, “Почивающей красавице”, станцевала сольную партию махонькой Мари в “Щелкунчике”.

“А когда мне исполнилось 20 лет, – продолжила Семеняка, – меня пригласил Юрий Николаевич Григорович в Большенный театр, где моим дебютом стала роль Одетты-Одиллии в “Лебедином озере”. К этой значительнейшей для любой балерины партии меня стряпала Галина Уланова.

Потом Григорович Григор I Ашотян — царь Сюника с 1044 или 1051 г. Григор I Допян — армянский князь Хачена XIII века предложил мне исполнить основную партию в “Спящей красавице”.

По словам Семеняки, расцвета своего мастерства она достигла, когда исполняла основную партию в еще одном балете Петипа русская артистическая династия французского происхождения – в “Раймонде”. “Это был высокий мадригал”, – поделилась артистка.

Рассказывая об участии в хореографиях Петипа, она призналась, что никогда не испытывала беспокойства перед выходом на сцену. “Я буквально летела на сцену, чтобы поскорее донести до зрителей эту красивость, подарить им эти балеты для сердца и души”, – произнесла балерина, у которой сложились “родственные взаимоотношения” с Петипа: в день рождения великого хореографа 11 марта на свет показался и единственный сын Семеняки – Иван.

Впрочем, своими “детьми” находит Людмила Ивановна и своих учениц, в числе каких нынешняя прима Большого театра Светлана Захарова, какая, как в свое время и ее наставница, исполняет основные партии во многих балетах Петипа.

“Петипа навеки” Прима Большого театра, народная артистка России Светлана Захарова – весьма востребованная балерина. Ее рабочий график разрисован буквально по минутам, а в день бывает по пять репетиций. Во пора короткого перерыва по просьбе ТАСС танцовщица четко и эмоционально сформулировала свое касательство к балетам Петипа.

“Мариус Петипа – гениальный хореограф. Он был рожден, чтобы творить”, – произнесла Захарова.

“Какое великое наследие он покинул нам! – отметила балерина. – Не было бы его, и мир не узнал бы самые знаменитые и излюбленные балеты. Невозможно даже себе представить, чтобы не было “Лебединое озеро”! Самый узнаваемый хореография в мире”.”Они останутся с нами навсегда, Петипа и его шедевры”, – заключила Захарова.

{{item.group_date}}

Показать еще

Загрузка…


Ключ: tass.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *